Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

9.

Опубликовано 09.01.2020

Положения Федерального закона от 4 марта 2002 г. №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» предусматривают установление дополнительного материального обеспечения только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией, признание которых обусловлено присуждением Государственной премии Российской Федерации. Иные заслуги перед государством, которые отмечаются высшими органами государственной власти, но не имеют статуса государственной премии Российской Федерации, не являются основанием для применения положений названного Федерального закона. 

З. обратился с иском к ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда о признании незаконным решения об отказе в назначении дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности по начислению и выплате дополнительного материального обеспечения.
В обоснование иска указал, что он в соответствии с дипломом лауреата премии Правительства Российской Федерации № 8902, выданным на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2010 года в области науки и техники», является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, за создание, промышленное внедрение импортозамещающего противовыбросового оборудования для обеспечения экологически безопасного бурения нефтяных и газовых скважин.
С 16 июня 2013 г. З. является получателем трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее – Федеральный закон №21-ФЗ), граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона №21-ФЗ дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Полагает, что являясь лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, вправе требовать выплаты дополнительного материального обеспечения.
Решением ГУ УПФР в Дзержинской районе г. Волгограда № 70.21 от 15 сентября 2017 г., истцу было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения со ссылкой на то, что Федеральным законом № 21-ФЗ не предусмотрено назначение дополнительного материального обеспечения лауреатам премий Правительства Российской Федерации, так как право на такое обеспечение имеют лауреаты премий СССР, РСФСР и Российской Федерации. Аналогичный ответ поступил в адрес истца из ГУ ОПФР по Волгоградской области.
Просил признать незаконным решение ГУ УПФР в Дзержинской районе г. Волгограда № 70.21 от 15 сентября 2017 г., возложить на ответчика обязанность по назначению и выплате дополнительного материального обеспечения с 13 сентября 2017 г.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2018 г. исковые требования З. удовлетворены.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что правом присуждать государственные премии и присваивать звание лауреата премии от имени Российской Федерации наделен не только Президент Российской Федерации, но и Правительство Российской Федерации, как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, и, следовательно, истец имеет право на получение мер дополнительной социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 21–ФЗ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 20 июня 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Президиум Волгоградского областного суда пришел к выводу, что судом апелляционной инстанции в настоящем деле были допущены существенные нарушения норм материального права, которые выразились в следующем.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 (редакция от 28 сентября 2015 г.) «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» учреждены четыре Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 млн. руб. каждая.
Постановлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются гражданам Российской Федерации за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры в целях стимулирования дальнейшей научной и творческой деятельности лауреатов указанных премий, создания благоприятных условий для новых научных открытий и творческих достижений.
Пунктом 4 Правительству Российской Федерации предписано в 2-месячный срок рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 утверждено Положение о государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.
Положение утратило силу с 28 сентября 2015 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 485, которым утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, в соответствии с которым Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством (пункт 1).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. № 785 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26 августа 2004 г. № 439 об учреждении 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники и утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а в пункте 1 Положения указано, что премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники являются средством поощрения ученых и специалистов и присуждаются ежегодно за достижения в различных областных науки и техники.
Таким образом, в системе премий, присуждаемых государством, различаются премии Правительства Российской Федерации и Государственные премии Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения.
При этом премии Правительства Российской Федерации, как видно из приведенных выше нормативных актов, присуждаются в целях стимулирования, и являются средством поощрения за те или иные достижения, в то время как Государственная премия является высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации – деятеля науки перед обществом и государством и присуждается за значительный вклад в развитие естественных, технических и гуманитарных наук.
Учитывая, что положения пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 21-ФЗ предусматривает установление дополнительного материального обеспечения только за особые и выдающиеся достижения и заслуги перед Российской Федерацией, признание таких исключительных заслуг обусловлено присуждением именно Государственной премии Российской Федерации в порядке, предусмотренном Положением о государственной премии Российской Федерации.
Иные заслуги перед государством, которые отмечаются высшими органами государственной власти, но не имеют статуса государственной премии Российской Федерации, и в этой связи не являются основанием для применения положений названного Федерального закона № 21-ФЗ.
Телетайпограмма Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года, содержащая разъяснения относительно того какие премии следует считать государственными, не прошла регистрацию в Минюсте Российской Федерации, не является нормативным актом, и не может явиться правовым основание для удовлетворения заявленного иска.
Поименованное в пункте 2 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда России от 06 августа 2002 г. № 53) постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премии Правительства Российской Федерации и присвоении звания лауреата, также не является безусловным основанием для назначения истцу дополнительного материального обеспечения, поскольку указанное Постановление определяет механизм реализации положений Федерального закона, однако не устанавливает правовые основания для возникновения соответствующего права.
Указанные обстоятельства и приведенные выше требования закона судами первой и апелляционной инстанции учтены и применены не были, что повлекло за собой отмену апелляционного определения и направление дела на новое апелляционное рассмотрение (постановление президиума Волгоградского областного суда от 31 октября 2018 г., № 44г-236/18).

Источник: Обобщение судебной практики судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда за 4 квартал 2018 г. (утверждено Президиумом Волгоградского областного суда 27.03.2019 г.)